Ильсур Метшин: Через месяц я буду главной грушей для битья
17 ноября 2006 года

- После вступления в должность увидели баланс Казани и сказали: "Реальность превзошла даже самые мои серьезные опасения". И еще, что с "долгами тысячелетия" Казань расплатится за три года.

- Долг составлял 12,3 млрд. рублей. Сегодня долг Казани - чуть больше 9 миллиардов, это и банковские долги, и задолженности бюджетных учреждений, и долги перед поставщиками и подрядчиками. Размер всех долгов за год снизился на 2,9 млрд. рублей. Банковский долг был 5,5 млрд. рублей, стал 4,9 миллиарда.

- Такими темпами в три года не расплатиться.

- Зато мы реструктурировали эти долги, растянули их. Некоторые на семь лет, другие - на пять и т.д. Самое главное, мы в течение этого года привели муниципальный долг в соответствие Бюджетному кодексу. Он был гораздо больше, чем собственные доходы, а когда это так, то такой город - банкрот. Мы принимали Казань именно в таком состоянии. Сегодня докладываю: при всей сложности ситуации, из банкротного состояния Казань вышла.

- Теперь снова будем занимать, уже на Универсиаду?

- Ну давайте уж сначала победим в конкурсе. Что ж об этом сейчас... Поговорим, дай Бог, когда 17 января вернемся из Турина.

- Сглазить боитесь?

- Да, боюсь. Боюсь... Слишком все это тонко, и слишком серьезная конкуренция у нас.

- Год назад вы сказали, что первая проблема, которой вы займетесь, - транспортная, "весь этот бардак с "Газелями". На этой "дорожной карте" вы получили свой вотум недоверия - недовольство и транспортников, и пассажиров.

- Мы впервые вынесли такую серьезную проблему, как транспортное обслуживание столицы, на реальное народное обсуждение. На "горячей линии" были действительно толковые предложения, которые внесли в новый документ. Буквально две недели назад доработанный проект к нам вернулся. 22 ноября будет проведен конкурс на участие в перевозках в 2007 году. В его условиях учтено подавляющее большинство вопросов, которые ставили перед нами население и, что немаловажно, транспортные предприятия. То меньшинство, которое сегодня все еще имеет возражения, я уверен, тоже перейдет на нашу сторону, когда схема реализуется.

- Вы уверены, что это меньшинство?

- А давайте зададим простой вопрос любому из тех, кто возражает: считаете ли вы, что транспортная схема нашего города идеальна? Я внимательно читаю "ВК", например, "Минуту на откровение", где те же люди говорят: "Я каждый раз с ужасом сажусь в эту "газельку", думая, доеду ли на этот раз".

- Однако основная претензия к публиковавшейся схеме - отсутствие сквозных маршрутов из конца в конец города. Тем самым для многих горожан их ежедневные поездки становятся дороже вдвое или даже втрое.

- Это устранили. Сквозные маршруты будут на всех направлениях. Вы это увидите - к 22 ноября будет напечатано достаточное количество брошюрок с новой схемой. А что касается затрат на проезд... Мы основным критерием конкурса определили, во-первых, обновление основного автобусного парка в течение 2007 года, а во-вторых, цена за проезд должна остаться прежней.

- То есть вы видите транспортную сферу объектом рыночного регулирования (маршруты распределятся по итогам конкурса) и одновременно намерены регулировать ее жесткой рукой власти...

- Нет, только рыночный подход. Но транспортное обслуживание населения является предметом ответственности местного органа власти. Значит, будет и контроль, а не так: выиграл маршрут и давай в казаки-разбойники на пятой скорости... Почему весь этот шум утих? Сначала ведь все раскудахтались: передел рынка, пятое, десятое... А теперь многие в разы хотят увеличить количество своих автобусов. В разы! Было 12 у одного - я, говорит, куплю сто. Из нынешних 250 участников рынка пассажирских перевозок останутся порядка 10 крупных (некоторые мелкие объединились). Но зато они будут работать по четким правилам. То же и по рекламному рынку. Говорили про нас: это передел рынка, все себе заберут.

- Но ведь эти версии опираются на глубокое знание жизни.

- Российской. Мы хотим быть приятным исключением. Цифры простые: за 2005 год Казань официально собрала 20 млн. рублей от всей рекламы - мы же только по размещению рекламы на одной улице торги провели на 29 миллионов. Стартовая цена одного щита была 10 тысяч рублей - а купили его за 360 тысяч рублей. А по итогам года от рекламы 100 млн. рублей в бюджет соберем. Наверное, кому-то это не очень приятно, ведь эти деньги были в карманах предпринимателей. Если государство спит, деньги оседают у них, и я их не осуждаю за это. Если бы я отобрал незаконно - есть прокуратура, суд, а уж предприниматели с их-то деньгами сумели бы отсудить эти решения... Но вот эти "плюс 80 миллионов" - это тоже к вашему вопросу, как Казани гасить свои долги.

Еще экономим при муниципальном заказе. Через открытые конкурсы в прошлом году закупалось 30 процентов товаров и услуг для муниципальных нужд - мы закупили так 70 процентов. Прямая экономия бюджета - 360 млн. рублей. Мы сразу договорились: вся эта экономия пойдет на ремонт и строительство дорог.

- Пока незаметно, чтобы эти деньги пошли впрок нашим дорогам... А на рынке розничной торговли за прошедший год с конкуренцией стало намного хуже. Убрать незаконно построенные ларьки - это было логично, хотя и принесло вам еще один вотум недоверия. Но теперь же вместо обычных магазинов открывают один за другим гипермаркеты и торгово-развлекательные центры - а они, извините, никогда и нигде не могут быть "магазинами шаговой доступности".

- Казань в самом деле, пожалуй, первая после Москвы по количеству торговых площадей на душу населения. Но за этот год мы не подписали ни одного разрешения на строительство гипермаркета - это все прежние. Что касается магазинов шаговой доступности - на 2007 год в городском бюджете предусмотрена компенсация кредитной ставки для тех, кто будет их открывать (то же самое и по многоярусным парковкам). Это дело времени, и все это будет.

- Казанский рынок строительства производит впечатление богатейшего рынка коррупционных услуг. Все в ассортименте: можно расширить придомовую территорию, отрезав кусок от исторического парка (что сейчас происходит с садом "Эрмитаж", который имеет несчастье быть окруженным "элитными" домами), можно вырубить деревья, отделяющие жилой дом от магистрали, и забабахать прямо под окнами распивочную. Построить дом или тот же торгово-развлекательный комплекс в самом центре города даже без разрешения на строительство - тоже запросто!

- Будем наводить порядок. В строительстве не только этот вопрос больной. Только коммерческого жилья в Казани за год вводится 300 тыс. кв. метров, минимум 100 долларов в цене квадратного метра отделки - зарплата. Мы, город, налогов с этих денег не видим вообще, потому что эти бригады никак не оформляются. Почти миллиард рублей в год уходит от налогообложения только в этой сфере! А вот еще. В 2005 году все официальные доходы казанцев - 92 млрд. рублей, еще на 11 миллиардов в Казани выдано банковских кредитов физлицам. А все расходы казанцев - 154 миллиарда. Как вам эта разница в 50 миллиардов?

- Все, что нажито непосильным трудом в тяжелые прежние годы.

- Возможно... Но ведь за этот год разница еще больше. Что, у всех каждый год - бабушкино наследство? Нет, серый рынок труда - вот отсюда эти 50 млрд. рублей, с которых не платятся налоги городу. Мы сейчас ставим вопрос о создании в Казани городской инспекции по физическим лицам, этот вопрос согласуется на уровне федерального центра. Кому хочется отдавать в бюджет то, что раньше шло в карман!.. Вот увидите, через месяц на съезде предпринимателей главной грушей для битья будет Метшин. А на следующий год мы за строителей возьмемся. Кто только не строит, кому только земельные участки не выделялись! Я не хочу ревизовать решения прежней команды: каждому времени соответствуют свои решения. Но мы определились, с кем мы пойдем в этот новый строительный рынок Казани.

- А что, существует уже список фирм, которые смогут работать в Казани - и наоборот?

- Ну, серьезным участником рынка можно считать того, кто сдает хотя бы один дом в год. Мы сели за стол переговоров... я не буду всех секретов раскрывать, но это не какие-то подковерные договоренности, когда этот вопрос будет решен - доложим.

- Заговорив о строительстве, нельзя не вспомнить о капремонте.

- Люди умеют считать, но делают это невнимательно. Вся плата казанцев за капремонт в 2006 году должна составить 260 млн. рублей. Мы делаем капремонта на миллиард рублей. А весь недоремонт по Казани - 13 млрд. рублей.

- Высказываются опасения, что лоббируемое сейчас принятие "закона о недоремонте" может стать колоссальной "панамой". Ведь возможные потери денег, вкладываемых "в ремонт", вообще не поддаются оценке...

- Так надо лечь и издохнуть всем - так, что ли?.. Лечь в гроб, взять в руки свечку и ждать конца? Да я устал слушать это: "Вот, все равно украдут...". Так вы дайте сначала! Жилой фонд разваливается, люди, сидя на унитазе, проваливаются вниз на соседей - а они рассуждают: "Не давать, украдут". Эффективную систему контроля разве создать нельзя? Ну, я не знаю, не воровал бюджетных средств, тяжело это оценить, не имея опыта... Надобности воровать не было.

- А дом в Казани вы построили? Говорили год назад: "Это самый элементарный вопрос"...

- Нет... Во всем, что касается семьи, у меня большие претензии к себе. Я считал всегда, что человек, который работает с 8 утра до 12 ночи, это человек, не умеющий нормально работать. Так вот я за этот год таким стал... Но столько представительских мероприятий, где я должен быть как мэр, и все это занимает не просто уйму времени, а весь день, а за тебя твою работу никто не сделает. И поэтому мои дети меня видят только в воскресенье. Я даже не буду говорить, что я до сих пор и прописан-то в Нижнекамске, но у меня как не было, так и нет квартиры в Казани, и я живу угловым жильцом у тещи.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"